Таланты их Господь лелеял, Лицей их всем раскрыть помог. Так пусть традиции почтенны Взращены будут на Земле, И дух свободы и лицейства Зажжет успех в родной стране.

Главное меню

  • Последнее обновление: Пятница 25 Апрель 2025, 14:59:11.

Результате работы школьной службы примирения МОУ Лицей № 6

Постоянные изменения в нашем обществе затронули все сферы человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности и конфликтности. Неблагоприятная социальная среда приводит к возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде. Возникают проблемные ситуации, приводящие к росту конфликтов.

         Медиация – иной, более свободный и демократический подход к проблеме взаимоотношений между людьми, и в этом ее главная ценность. Сегодня мы должны по-новому взглянуть на место и роль культуры духовно-психологических взаимоотношений, затрагивающих принятие любых решений. Молодое поколение с интересом познает это новое явление – медиацию, предлагает свои нестандартные решения, стратегии, тактики по разрешению различного рода конфликтов.

 В результате работы школьной службы примирения МОУ Лицей № 6 отмечаются следующие изменения.

üДети становятся более ответственными и культурными, снижается враждебность, напряженность и эскалация конфликтов.

üИ педагоги, и обучающиеся стараются использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов. В следствие этого, многие конфликты не перерастают в правонарушения.

üЛицеисты получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаны ценными, подростки получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

üРезультаты проведенного мониторинга показали повышение показателя социального самочувствия (в том числе, субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей).

ü    Дети, ставшие жертвами правонарушений, которые участвуют в примирительных процедурах, получают удовлетворение. Важно то, что у них восстановится чувство справедливости и безопасности, снизится чувство враждебности и угрозы со стороны окружающих.

ü    В большинстве случаях дети (сторона обидчика), которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, часто проявляют стремление посильно возместить вред, который ими был причинен.

ü    В целом уменьшается количество конфликтов внутри лицея.

      Желаем вам умений договариваться!

 

Школьная Служба примирения. Вид альтернативной практики регулирования конфликтов и способ развития восстановительной культуры взаимоотношений среди молодежи в образовательной среде.

Школьная Служба примирения. Вид альтернативной практики регулирования конфликтов и способ развития восстановительной культуры взаимоотношений среди молодежи в образовательной среде.

 

School Reconciliation Service. The type of alternative practice of conflict management and the way to develop a restorative culture of relationships among young people in the educational environment.

 

Авторы:

Грицаенко Ирина Валерьевна

Мазко Анна Сергеевна

«Все начинается с детства» … - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих законов общественной жизни. Детские годы – истоки личности, определение жизненной судьбы человека.

Современный этап развития общества характеризуется значительными преобразованиями в социально-экономической жизни России, кризисными явлениями в системе воспитания. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом возрасте.

Развивающемуся гражданскому обществу России нужны по-настоящему образованные, нравственные люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.

Современный мир, к сожалению, полон агрессии, жестокости насилия. Поэтому большое значение для строительства в стране гражданского общества в принципиально новых социально-экономических условиях приобретает вопрос организации воспитания подрастающего поколения в духе миротворчества. Под этим термином подразумевается воспитание в духе мира и ненасилия, международного взаимопонимания и сотрудничества, уважения чести и достоинства других, понимания и осуществления каждым своих прав и обязанностей гражданина своей страны и международного сообщества. От решения этой задачи будет во многом зависеть стабильность и гражданское согласие в будущем.

Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Стремление к объединению в школьном коллективе – естественная потребность детей и подростков. В классе дети объединяются тогда, когда видят перспективу интересной жизни. Активно участвуя в делах школьного коллектива, дети реализуют свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, приобретают социальный опыт. Здесь происходит их самосознание, саморазвитие и самореализация.При грамотном руководстве классным коллективом дети начинают проявлять себя в разных видах деятельности, учатся сотрудничеству, получают возможность выражать и защищать свои интересы и права.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый человек может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление в Лицее № 6 предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Так возникло детское общественное объединение старшеклассников «ИКС» (интеллект, красота, совесть).

К сожалению, конфликты – неизбежная частькак образовательно-воспитательного процесса, так и любого социального взаимодействия. С ними приходится иметь дело каждому педагогу образовательного учреждения. Воспитание культуры цивилизованного урегулирования и разрешения конфликтов – основа коммуникативной компетентности, которая отражена в требованиях ФГОС общего образования к личностным результатам развития обучающихся.

Как орган ученического самоуправления, служба примирения МОУ Лицея № 6 начинает осуществлять свою работу с лицеистами, которые нуждаются в помощи в разрешении конфликтов. Говоря об ученическом самоуправлении, мы все-таки имеем в виду в большей степени ученическо-педагогическое соуправление.

Миссия школьной службы примиренияМОУ «Лицея № 6 Ворошиловского района» — снижение агрессии и социальной напряженности и утверждение позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве, то есть развитие и закрепление как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

 Цель школьной службы примирения- содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Задачи службы примирения:

•        развитие коммуникативной компетентности участников образовательного процесса;

•        формирование адаптивных и эффективных стратегий социального реагирования и поведения в конфликте;

•        формирование умения разрешать конфликты мирным путем, налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;

•        воспитание уважения и толерантного отношения к другому человеку;

•        профилактика деструктивных и криминальных последствий школьных конфликтов через насыщение восстановительными практиками существующих в лицее форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.);

•        помощь в разрешении конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.

В состав Школьной службы примирения лицея входят некоторые учащиеся из 8 и 19 классов. С сентября 2016 года и по настоящее время на базе 9 «Б» класса создан и активно работает добровольческий отряд «Юный миротворец».  Ребята заинтересованы в изучении проблематики культуры мира и миротворчества и стараются вовлечь других лицеистов в идею укрепления добрых отношений и сотрудничества. Группа из активных ребят также входит в состав членов Школьной службы примирения. Ежедневно ребята готовы решать различные проблемы, которые возникают в отношениях межличностного характера среди детей, учатся находить выходы из конфликтных ситуаций.

Все участники школьной службы примирения лицея, и взрослые, и дети (медиаторы), проходят специальное обучение. После обучения лицеисты работают под руководством взрослого куратора. Встречи между конфликтующими сторонами подростки могут проводить самостоятельно, но, если в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы примирения лицея или внешний специалист. Это могут быть специалисты из: МУ «Молодежно-подростковый центр Ворошиловского района, специалисты КДНИЗП, ПДН/ ОДН, работающие во взаимодействии с лицеем, сотрудники общественной организации «ЮНЕСКО «Достоинство ребенка».

Школьная служба примирения МОУ «Лицея № 6 Ворошиловского района Волгограда» может работать со следующими сложными ситуациями: длительные прогулы, возникшие вследствие серии конфликтов с одноклассниками и учителями; конфликты в ситуации низкого статуса учителя среди учеников класса; разрушенные конфликтом отношения в коллективе или в семье; социально-психологическая не адаптация ребенка; правонарушения в среде подростков; приход нового ученика в старшем классе; смена любимого учителя или неожиданный приход нового; дискриминация ученика одноклассниками по национальному, социальному, культурному или иному признаку и другие.

Способы получения информации о конфликтах.

üОт администратора лицея (заместителя директора). В этом случае администратор передает часть своей власти и ответственности службе примирения.

ü«Почтовый ящик», в который бросают заявки все желающие.

üСамостоятельные обращения какой-либо из сторон. В этом случае приходится продумывать стратегию приглашения второй стороны.

üСами участники службы – свидетели конфликта. В этом случае они сами приглашают участников на программу.

Основными принципами, которыми руководствуется служба примирения лицея в своей работе, являются следующие параметры:

·        Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

·        Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Согласно правилам встречи, ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

·        Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

·        Принцип ответственности. Речь идет о полной ответственности сторон за активное участие в разрешении конфликта, самостоятельный поиск и принятие решения.

В результате работы школьной службы примирения МОУ Лицей № 6 отмечаются следующие изменения.

üДети становятся более ответственными и культурными, снижается враждебность, напряженность и эскалация конфликтов.

üИ педагоги, и обучающиеся стараются использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов. В следствие этого, многие конфликты не перерастают в правонарушения.

üЛицеисты получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. Опыт и творчество детей признаны ценными, подростки получают возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

üРезультаты проведенного мониторинга показали повышение показателя социального самочувствия (в том числе, субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей).

üДети, ставшие жертвами правонарушений, которые участвуют в примирительных процедурах, получают удовлетворение. Важно то, что у них восстановится чувство справедливости и безопасности, снизится чувство враждебности и угрозы со стороны окружающих.

üВ большинстве случаях дети (сторона обидчика), которые участвуют в примирительных процедурах, проявляют раскаяние, часто проявляют стремление посильно возместить вред, который ими был причинен.

üВ целом уменьшается количество конфликтов внутри лицея.

Таким образом, благодаря деятельности Школьной службы примирения возможен переход от идеи поиска и наказания виновного (зачинщика конфликта или нарушителя дисциплины) к культуре диалога, позволяющей не только эффективно разрешать неизбежные в образовательной среде конфликты и противоречия мирным путем, но и сохранить достоинство, сберечь доверительные отношения и статус в ситуациях школьного взаимодействия.

 

О деятельности Школьной службы примирения МОУ «Лицей № 6 имени 10-й дивизии НКВД Ворошиловского района Волгограда»

Наблюдая за ситуацией в мире, приходит понимание, каким же важным и нужным делом мы занимаемся в детских учреждениях, создавая школьные службы примирения. Ведь все начинается с детства. И нам, педагогам, считается крайне необходимым научить детей цивилизованным способам выхода из конфликтных ситуаций, методикам как избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить серьезную межличностную ситуацию и избежать повторения подобного в будущем.

Миссия школьной службы примиренияМОУ «Лицея № 6 имени 10-й дивизии НКВД Ворошиловского района» — снижение агрессии и социальной напряженности и утверждение позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве, то есть развитие и закрепление как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

 Цель школьной службы примирения- содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

В состав Школьной службы примирения лицея входят некоторые учащиеся из 8 и 9 классов. С сентября 2016 года и по настоящее время на базе 9 «Б» класса создан и активно работает добровольческий отряд «Юный миротворец».  Ребята заинтересованы в изучении проблематики культуры мира и миротворчества и стараются вовлечь других лицеистов в идею укрепления добрых отношений и сотрудничества. Группа из активных ребят также входит в состав членов Школьной службы примирения. Ежедневно ребята готовы решать различные проблемы, которые возникают в отношениях межличностного характера среди детей, учатся находить выходы из конфликтных ситуаций.

Из взрослых педагогов состав ШСП возглавляют:

·        Грицаенко Ирина Валерьевна - руководитель (куратор), учитель иностранных языков,

·        Савостина Наталья Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе,

·        Зимина Анна Владимировна, педагог-психолог,

·        Сидорова Лариса Владимировна, педагог-организатор, полковник полиции МВД в отставке,

·        Василкова Ольга Викторовна, председатель общешкольного родительского комитета.

 

В Школьной службе примирения (медиации) Лицея используется восстановительная медиация, основным принципом которой является выработка решения самими сторонами конфликта (а не специалистами из службы примирения). В соответствии с вышеизложенным хочется подчеркнуть, что Школьная служба примирения (медиации) – это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательных отношений, и она не ограничивается проведением примирительных программ с конфликтующими сторонами. По сути дела, в нашем лицее Служба примирения (медиации) – это волонтерское движение, состоящее из взрослых и детей.

Кроме этого, школьная служба примирения (медиации) Лицея занимается пропагандой законопослушного поведения и знания законов РФ, ЗОЖ, различных форм разрешения межличностных конфликтов, корректных детско-родительских отношений, тесного общения людей разных поколений, толерантного отношения к людям.

Так, ребята из  ШСП проводят беседы по изучению правил поведения в лицее, общественных местах, об ответственности за свои поступки, профилактика вредных привычек, правонарушений и преступлений (« Мы в ответе за нашу  жизнь», «Не допусти беды», «Соблюдаем правила», «Ответственность несовершеннолетних», «Закон и подросток», «Ответственность за уголовные и административные правонарушения», «Дорога, которую мы выбираем») (с привлечением сотрудников учреждений системы профилактики), правовые викторины "Знатоки права" «В мире прав и обязанностей», познавательные игры.

Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария.

Как сказала Цисана Автандиловна Шамликашвили, основатель и президент Научно-методического центра медиации и права, практикующий медиатор: «В процессе обучения дети также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком».